Первый раз в первый класс

Готовность к школе – это совокупность определенных уровней, заложенных в ребенке к 7 годам в семье, дошкольном отделении, в обществе, его окружающем.

  • социальный уровень - включает в себя умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение.
  • различные технические функции, без которых обучение ребенка невозможно или затруднено. Это организация внимания и деятельности малыша, его речь, развитие моторики, зрительное восприятие, зрительно-моторное восприятие и т.д.
  • личностное развитие ребенка, которое характеризуется самосознанием и самооценкой, мотивацией деятельности исходя из его возрастных особенностей.

Нельзя не учитывать при определении готовности ребенка к школе и состояние здоровья ребенка.

Главное, уважаемые родители, вы должны понять, что готовность вашего ребенка к школе – это определенный уровень психического и физического развития, который позволит ребенку учиться успешно без ущерба для здоровья, а не те умения, которые часто требуют в школе: читать, писать, умножать и т.д. Как раз этому в школе и будут учить вашего малыша.

Рекомендации родителям

1. Представления ребенка об окружающем мире.

Постоянно старайтесь обращать внимание ребенка на то, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. С помощью вопросов добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы. Так, на вопрос «Как зовут твою маму?» , ребенок должен дать ответ «Маму зовут Ольга Николаевна», а не «Оля», а на вопрос «Кем работает твой папа?» ответить не «Папа работает на работе», а, к примеру, «Папа работает врачом».

2. Обучение грамоте.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, объясняйте их значение, обращайте внимание на то, что у многих слов есть синонимы и антонимы. Разучивайте с ним стихи, скороговорки, учите разгадывать загадки. Просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

3. Математика.

Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются. На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» - «меньше», «выше» - «ниже», «дальше»- «ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете - поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, как  отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.

4. Развитие мелкой моторики.

Уделяйте большое внимание занятиям, развивающим и укрепляющим мелкие мышцы рук: лепке, рисованию, работе с ножницами, играм с конструкторами и мозаиками различного типа. Они способствуют также, и  развитию мышления ребенка, и  в дальнейшем, формированию у него хорошего почерка. С этой же целью,  полезно использовать и подручные средства: можно отделять горох от фасоли, сортировать пуговицы, нанизывать бусы, развязывать узелки, застегивать и расстегивать пуговицы; разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь; конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать; рисовать узоры по клеточкам в тетради; заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина); хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе; делать пальчиковую гимнастику.

5. Отношение к школе.

Очень важно прививать ребенку «вкус» к учебе и поддерживать желание идти в школу. Ему надо рассказывать не только и не столько о внешних атрибутах школьной жизни, сколько о том, чему он там научится и как это может ему пригодиться в жизни.

6. Формирование коммуникативных навыков

  • Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
  • Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх.
  • Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества, а также и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
  • Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

7. Развитие мышления ребёнка.

Учите ребёнка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родово-видовые отношения между предметами и понятиями.

8. Развитие процессов внимания у детей.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

Устраните отвлекающие факторы.

9. Развитие памяти детей.

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.
  • Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

10. Развитие восприятия.

Научите ребёнка:

  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить фигуры на 2,4 равные части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.

11. Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении.

  • Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.
  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.